فالاسم يُعْرَفُ : بالْخَفْض ، وَالتَّنْوِينِ ، وَدخولِ الألِفِ وَالَّلامِ ، وَحُرُوف الْخَفْضِ ، وَهيَ : مِنْ ، وَإلي ، وَعَنْ ، وَعَلَي ، وَفي ، وَرُبَّ ، والْبَاءُ ، والْكافُ ، وَالَّلامُ ، وحُرُوفُ القَسَمِ ، وهِيَ : الْوَاوُ ، والْبَاءُ ، والتَّاءُ
الخفض :
عبارة عن الكسرة التي يُحْدِثُهَا الْعامل أوْ ما ناب عنها
التنوين :
نُونٌ ساكنةٌ تّتْبَعُ آخِرَ الاسم لفظاً وتفارقهُ خَطا للاستغناء عنها بتكرار الشَّكلة عند الضبْطِ بالقلم
" أَلْ " :
دخول " أَلْ " في أول الكلمة
حروف الخفض :
دخول حرفٍ من حروف الخفض ومن حروف الخفض : حُرُوف الْقَسَمِ

Имя существительное (اسم) распознается по следующим признакам:

  1) Падеж хафд (الْخَفْض),
  2) Танвин (التَّنْوِينِ),
  3) Определённый артикль (ال),
  4) Частицы падежа хафд (حُرُوف الْخَفْضِ).

  Имя существительное (اسم), отличается от глагола (فعل), и частицы (حرف) этими четырьмя признаками. Подробнее рассмотрим каждый из них.


1) Падеж хафд (الْخَفْض) или также её называют падеж джарр (الْجَرُّ) признаком которого, является кесра (الْكَسْرَة) на конце слова.

Например, مَرَرْتُ بِبَكْرٍ – «Я прошел с Бакром» или هذا كِتابُ عَمْرٍو – «Эта книга Амра», то в этих примерах видно, что слова بَكْرٍ и عَمْرٍو стоят в падеже хафд (الْخَفْض) или также её называют падеж джарр (الْجَرُّ) с признаками кесры (الْكَسْرَة) на конце слова.


2) Танвин (التَّنْوِينِ), это буква نْ – «нун с сукуном», которая следует на конце имени существительного в произношении, но при написании сокращается, заменяя её на التَّنْوِينِ - «танвин».

Например, مُحَمَّدٌ – «Мухаммадун», كِتَابً – «китабан», مُسْلِمَاتٍ – «муслиматин».


3) Определённый артикль (الْ), если приходит в начале слова, то это является признаком имени существительного.

Например, الرّجل – «мужчина», الْغلام – «юноша», الْبيت – «дом», الْمدرسة – «школа»,


4) Частицы падежа хафд (حُرُوف الْخَفْضِ):

مِنْ – «от, из, с»:   سَافْرتُ مِنَ الْقَاهِرَةِ – «Отправился в путь из Каира»,
إلي – «к, в»:   سَافَرْتُ إلي الإِسْكَنْدَرِيَّةِ – «Отправился в путь в Александрию»,
عَنْ – «об, о, через»:  سَمِعْتُ عَنْ كِتَابٍ – «Слышал о книге», رَمَيْتُ السَّهْمَ عَنِ الْقَوْسِ – «Я бросил стрелу через лука»,
عَلَي – «на, над»:  الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشْ اسْتَوَى – «Милостивый вознесся над Троном»,
في – «в, на»:  الْمَاءُ في الْكُوزِ – «Вода в стакане», لَأُصَلِّبَنَّكُمْ فِي جُذُوعِ النَّخْلِ – «распну вас на пальмовых стволах»,
رُبَّ – «может быть»:  رُبَّ رَجُلٍ كرِيمٍ قَابَلَنِي – «Может быть благородный мужчина примет меня»,
ﺑِ – «с »:  كَتَبَ بِالْقَلَمِ – «Написал с ручкой», مَرَرْتُ بالْوَادِي – «Я пришёл через долины»,
ﻛَ – «как, как будто бы»:  حَمْزَة كَالْأَسَدِ – «Хамза как лев»,
ل – «для», эта частица бывает трех видов:
 1) لَامُ الْمِلْكِ – «лям владения»:   الْمَالُ لِمُحَمَّدٍ – «имущество Мухаммада», то есть имуществом владеет Мухаммад.
 2) لَامُ الاختصاصِ – «лям принадлежности»:   الْبَابُ لِلدَّارِ – «дверь дома», то есть дверь принадлежит дому.
 3) لَامُ الاستحقاقِ – «лям достоинства, заслуженности»:   الْحَمْدُ لِلهِ – «Хвала АЛЛАХУ», то есть, АЛЛАХ достоин всякую хвалу.

Также туда входят частицы клятвы (حُرُوف الْقَسَمِ):
 وَ – приходит только с явными именами:  وَاللهِ – «Клянусь АЛЛАХОМ» или как приходит в Куръане, где АЛЛАХ Всевышний клянется горой Тур { وَالْطُّورِ } или где клянется временем { وَالعصرِ},
 ﺑِ - приходит как с именем существительным, так и с местоимениями:  - بِاللهِ لأَجْتَهِدَنَّ «Клянусь АЛЛАХОМ! Я непременно буду стараться», بِكَ لَأضْرِبَنَّ الكَسُولَ – «Клянусь Тобой! Я побью лентяя»,
 ﺗَ – приходит только с словом АЛЛАХ:  تَاللهِ لأَكِيدَنَّ أَصْنَامَكُمْ - «Клянусь Аллахом! Я непременно замыслю хитрость против ваших идолов».


Пример для хафда :ذهبتُ من البيت إلي المدرسَةِ – «я пошёл из дома в школу ». Слова البيت – «дом» и المدرسَةِ – «школа» являются именами существительными, потому что перед ними пришли частицы хафда مِنْ и إلي.
Вопросы по пройденной теме.
Какие признаки у имени существительного?
Что такое хафд (الْخَفْضِ)?
Что такое танвин (التَّنْوِينِ)?
Какое смысловое значение этих частиц: مِنْ, ل, ﻛ, رُبَّ, عَنْ, فِي?
С чем приходит частица клятвы و?
С чем приходит частица клятвы ﺑِ?
С чем приходит частица клятвы ﺗَ?
Приведи два примера для частицы клятвы ﺑِ.


Упражнения.


Выпиши следующие предложения и выдели карандашом признаки имен существительных:

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين
إن الصَّلاَةَ تَنْهَي عَنِ الْفَحْشَاءِ والْمُنْكَر
وَالْعَصْرِ إِنَّ الإِنْسَانَ لَفِي خُسْر
وَإلهُكُمْ إِلهٌ وَاحِدٌ
قل إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لله رَبِّ العالَمِينَ، لاَ شَرِيكَ لَهُ ، وَبِذَلِكَ أُمرتُ ، وَأَنَا أَوَّلُ المسْلِمينَ

« Виды слов (أنواع الكلمة) Вернуться в раздел Признаки глагола (علامات الفعل) »